Например, эта работа культового американского художника Джексона Поллока «Номер 5» в 2006 году на аукционе Сотбис была продана за 140 миллионов долларов и стала самой дорогой картиной мира. Эту картину Поллок написал в 1948 году на листе фибролита размером полтора на два с половиной метра, по которому Джексон ходил, разбрызгивал краску в причудливом танце, посыпал песочком и еще Бог знает какой дрянью. Несмотря на то, что технически почти каждый из нас может это повторить, все же именно его работа стоит миллионы. Почему?
А вот почему
Стоимость картины неразрывно связана с тремя факторами:
- временем, в которое она была создана,
- историей автора,
- со своей собственной историей.
Когда сходятся все 3 составляющие, бинго - знаковое произведение искусства создано.
Время. Если мы разбрызгаем краску на пол сегодня, это не удивит ровным счетом никого, другое дело сделать подобный финт первым в истории искусства, в 1948 году, и не забыть заявить, что это искусство
История автора. Поллок был отлично пропиарен журналистами, регулярно выдавал странности на потребу публики, о нем говорили. Крупнейшим патроном Поллока была Пегги Гуггенхайм - легендарный арт-дилер.
История произведения. Своим картинам Поллок придумал целую философию. Искусство - это не результат, а процесс, говорил он. Соответственно, ценно то, КАК он создает картину, ценен процесс творчества. Он устраивал перфоманс.
Так что “тоже так” у нас не получится хотя бы потому, что мы уже не сделаем это первыми.
Кстати, совсем недавно – в сентябре 2020 года на торгах аукционного дома Кристис была продана еще одна работа Джексона Поллока «Красная композиция». Абстрактное полотно купил анонимный коллекционер «всего» за $12,000,000, что свидетельствует о том, что инфляция, друзья мои, пришла на рынок искусства.
«Красная композиция» была написана художником в 1946 году вскоре после окончания его знаменитой серии из семи работ «Звуки в траве» и является одним из первых произведений, в которых автор использовал свою уникальную технику разбрызгивания.
Изначально «Красная композиция» принадлежала легендарному арт-дилеру Пегги Гуггенхайм, которая была крупнейшим патроном Поллока. В 1950-х ее приобрел бизнесмен Маршалл Райзман, в чьей коллекции картина оставалась на протяжении 40 лет, пока он не подарил ее в 1991 году музею Эверсона. Художественный музей Эверсона в Сиракузах (штат Нью-Йорк) принял решение о продаже «Красной композиции» в рамках программы по финансированию диверсификации своей коллекции. Все средства, вырученные от продажи работы, музей планирует потратить на закупку произведений женщин-художников, художников афро-американского происхождения и других групп авторов, работы которых представлены в музее в меньшей степени, чем произведения белых художников-мужчин.
Джексон Поллок - американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. Он был широко известен своей техникой наливания или разбрызгивания жидкой бытовой краски на горизонтальную поверхность, которая позволяла ему просматривать и рисовать свои полотна со всех сторон.
Родился: 28 января 1912 г., Коди, Вайоминг
Умер: 11 августа 1956 г. (44 года), Ист-Хамптон